Ключевая проблема современного отечественного образования – его низкое качество


      Ключевая проблема современного отечественного образования – его низкое качество, отмечается в материалах пленарного заседания "Образование в России: взгляд-2010", прошедшем в Общественной палате. Несмотря на то, что в нашей стране на 10 тысяч человек приходится целых 620 студентов, в стране наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в большинстве сфер. Дефицит рабочих специальностей составляет 60%. Также не хватает грамотных юристов, экономистов и др., хотя ежегодно дипломы по этим специальностям получают большое количество молодых людей. Это свидетельствует о процветании псевдообразования в России, мы покупаем «костюмы для покойников». Сегодня у нас настоящих вузов не больше ста. При этом доля предприятий, которые не сотрудничают с вузами, за последние пять лет выросла с 21% до 71%. В свою очередь, как отмечают эксперты, вузы перестали выпускать узких специалистов в той или иной области, давая студентам лишь общекультурные знания.

             Вместе с тем, иметь высшее образование стало модно, а не иметь – стыдно и непрактично. Четверть работодателей требуют диплом о высшем образовании даже при приеме разнорабочих. В таких условиях в «вышку» не идет только ленивый. В Китае, например, всего 15% людей после школы становятся студентами.
           «Мы лидеры по числу студентов, за нами с большим отрывом идут США и Финляндия (520 студентов на 10 тысяч населения)», - подчеркнул Ярослав Кузьминов, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования, который видит выход в появлении в России прикладного бакалавриата. «Три года прикладного бакалавриата, как в Германии, например, это шанс дать высшее образование всем желающим», - добавил Кузьминов.
Другая причина невысокого качества образования выпускников высшей школы, по мнению Ярослава Кузьминова, кроется в качестве школьного образования. Срок обучения в школе, уверен член ОП, должен быть увеличен, как минимум, до 12 лет. Сейчас студентам-первокурсникам вуз вынужден давать знания, которые они должны были получить еще в школе.
«Фактически, школьное образование у нас длится восемь лет, потому что первый класс ликвидирует нехватку дошкольного образования, потом адаптация при переходе в среднее звено, потом год подготовки к ЕГЭ», - заметил член Общественной палаты Ефим Рачевский.

             Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович отметил, что в развитых странах в колледжи и вузы молодые люди поступают в 20 лет. Российская молодежь в этом возрасте часто уже заканчивает высшие учебные заведения. Между тем, поступая в вуз в 17 лет, невозможно быть абсолютно уверенным в выборе профессии.
По мнению члена ОП Любови Духаниной, государство должно уделять больше внимания дошкольному образованию. Лишь 59% российских детей посещают детские сады, 20% стоят в очередь, родители остальных не рассматривают возможность посещения своими детьми детского сада. По мнению Л. Духаниной, государство должно поддерживать эффективные программы опережающего развития - программы для детей от нуля до трех лет. Однако первоочередная задача государства – обеспечить места в детских садах для всех детей, отметила эксперт.
Министр образования России Андрей Фурсенко полностью поддержал Любовь Духанину, говоря о важности дошкольного образования. «Самые острые проблемы у нас с дошкольным образованием и с поступлением в первый класс», - подчеркнул Фурсенко. По мнению министра, «подготовиться и поступить в хорошую школу на порядок важнее и сложнее, чем «устроиться» сегодня в хороший вуз». «Если ты попал в хорошую школу, то и дальше у тебя все будет хорошо», - добавил Андрей Фурсенко.
              Затронув тему среднего образования, министр заметил, что образовательные учреждения не должны превращаться в «социальные учреждения для тех, что в них работает». «Когда при нехватке учеников рядом стоят две полупустые школы, и они не хотят реорганизовываться, это не правильно», - уверен Фурсенко. В любом учебном процессе главным является, по его мнению, ученик или студент.
          Поэтому к 2016 году, когда Россия начнет выходить из демографической ямы, в России должны появиться современные, обновленные школы. Мы должны начинать их строить уже сейчас, считает Министр образования.
По итогам пленарного заседания, Общественная палата подготовит рекомендации, которые будут представлены Президенту и в Правительство.

Источник http://oprf.ru

Комментарии