Можно ли выучить английский язык в школе?

     Заезженная пушкинская фраза из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», пожалуй, как нельзя точнее отражает наши представления об изучении иностранного языка в школе.
Большинство современных мам и пап хоть и понимали пользу знания иностранного языка, почему-то всегда были уверены: то, что преподают учителя на уроках иняза, - ненужный балласт. Те, кто действительно хотел выучить язык, часами ежедневно занимались с репетитором, остальные - заикаясь и краснея, читали, чем занимаются Шрайбикус и Моника в свободное время. И в глубине души никто из нас не понимал - зачем нам это знать... Уроки иняза были сродни пению - в смысле такие же бессмысленные и беспощадные.
     Что изменилось с тех пор в школах и изменилось ли вообще? И есть ли шанс, что ваш ребенок будет учить иностранный язык в школе более осмысленно?
    Прежде всего, как утверждают чиновники, изменилось отношение к иностранному языку на государственном уровне. В Министерстве образования решили, что в условиях глобализации иностранные языки должны быть базовым элементом образовательной системы. На бумаге это означает, что учить ваше чадо инязу начнут со второго класса (2 часа в неделю). Преимущество здесь отдается игровой форме обучения. С пятого класса по базисной программе он будет учить иностранный язык 3 часа в неделю. По общеобразовательным стандартам это время может быть увеличено по желанию (простор для фантазии).
    Предполагается, что в старших классах, когда ребенок уже должен определиться с будущей профессией и выбрать профильный класс, изучение иностранного языка должно включать в себя именно ту лексику, которая больше всего соответствует будущей сфере его деятельности. На практике - в условиях дефицита учителей иностранных языков такой декларируемый принцип оказался утопией. Школам зачастую трудно найти простого предметника по стандартным английскому и немецкому, не говоря уже о том, что учителей с достойным уровнем, например, английского технического - вообще можно заносить в Красную книгу.
    Сейчас формально школы могут применять разные методики изучения иностранных языков - от коммуникативных до авторских комбинированных. «Вариативная система форм и средств обучения» иностранному языку прописана в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». На деле - редкая государственная общеобразовательная школа решается выйти за пределы методики, рекомендованной Министерством образования: все привыкли к тому, что инициатива в нашей стране наказуема. Это означает, что в большинстве государственных школ - зубрежка как единственно верный путь к просветлению до сих пор является приоритетным методом преподавания иностранного языка.
  При этом, конечно, нельзя отрицать, что, например, выбор учебников и пособий, соответствующих общеобразовательным стандартам, сейчас несравнимо богаче. Большинство школ опять-таки отдают предпочтение двум-трем проверенным авторам, которые в большей степени соответствуют старым, добрым министерским рекомендациям.
  В отличие от государственных, в большинстве частных школ языки преподают по коммуникативным методикам. Главное отличие - ставка делается не на заучивание грамматических правил, а на умение выражать свои мысли на иностранном языке. Правила осваиваются по мере изучения выбранных тем, а не планомерными наскоками - как это предполагает традиционная методика. Таким образом создается пресловутая мотивация: перед ребенком ставят цель рассказать о чем-то, и только после этого под чутким руководством преподавателя он подбирает языковые средства, чтобы ее достичь. Еще одно преимущество коммуникативных программ - здесь гораздо чаще используются средства наглядности - аудио- и видеоматериалы, игровые формы обучения (для каждого возраста свои). Как показывает практика, с такими «фишками» дети учат язык быстрей и эффективней.Стать полиглотом?
  Многие частные школы и почти все школы с углубленным изучением иностранных языков предлагают детям изучение второго иностранного языка или даже третьего и четвертого.Многие частные школы и почти все школы с углубленным изучением иностранных языков предлагают детям изучение второго иностранного языка или даже третьего и четвертого. Сделать из родного чада полиглота для многих родителей кажется заманчивой перспективой. Но вот нужно ли это осваивать в школе?..
  Конечно, в знании двух иностранных языков нет ничего сверхъестественного. Будда вообще говорил на полутораста языках, а Магомет знал все языки мира. Стало быть, два одолеть и вовсе реально. Но подумайте, нужно ли это вашему ребенку? А лучше - спросите у него. Если ваше чадо проявляет недюжинные лингвистические способности и предпочитает прослушивание МР3 на английском футболу во дворе, возможно, второй язык - это именно то, что ему нужно. Многие педагоги утверждают, что школьный возраст в плане механизмов памяти - самый подходящий для того, чтобы одолеть несколько иностранных языков. Но не забывайте, что все утверждения верны в отношении среднестатистического безликого большинства. Ваш ребенок вполне может не подходить под выдуманные кем-то параметры.
   Имейте в виду, что начинать изучение второго языка целесообразно только тогда, когда ребенок уже может более-менее свободно изъясняться на первом иностранном языке. Иначе есть риск, что корм, как говорится, пойдет не в коня, а в голове у будущего полиглота будет только каша из слов и правил разных языков. Еще один немаловажный момент - у большинства детей мотивация к обучению появляется значительно позже, чем им предлагают сделать выбор в школе. Но именно она становится лучшим стимулом и катализатором изучения иностранных языков.
Если вы чувствуете, что для ребенка ваша инициатива рискует стать тягостной обязанностью, может быть, не стоит лишать его детства, возможностей пошалить и поиграть с друзьями в стрелялки?
  Тем более, как ни крути, - изучение второго языка при современной загруженности школьников редко кому удается одолеть без ущерба для остальных предметов. А нужен ли второй иностранный язык вашему отпрыску - он вполне сможет решить самостоятельно во взрослой жизни. Благо - время у него на это будет.

© http://www.faito.ru

Комментарии

  1. При желании думаю да (ответ на заголовок), сейчас прочту что в статье)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий