Аудирование — это одновременно цель и
средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает
выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков,
речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом, то есть
обучение аудированию направлено на развитие и совершенствование механизмов
аудирования. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный
процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия
( жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять
речь.
Основные задачи учителя на уроке аудирования:
- подготовить ребенка в прослушиванию через
разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на
теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
- помогать во время прослушивания -
DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить
внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную
информацию;
- обсудить, сделать выводы после
прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо
понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив
для аудирования.
PRE-listening,
DURING-listening и POST-listening - это три этапа урока так
называемого приема PDP, который позволяет формировать и совершенствовать
рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать
навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке
в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы
учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная
часть PDP - это PRE-listening.
Нам кажется, что в реальной жизни мы не
готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к
примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что
будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию
речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее
содержание. И на уроке ученик также должен быть готов к восприятию
аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить
учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания.
Так каковы же цели первого этапа -
PRE-Listening?
1. Установить ситуацию, тему, о которой
пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь.
2. Вызвать интерес к теме – возможно,
затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если
будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся
в лесу, в поле и т.д.
3. Актуализировать знания по теме - Что вы
знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются?
Почему они важны?
4. Активизировать лексику по теме - например,
в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов,
существительных, наречий) по теме?”
5. Прогнозировать содержание - попытка по
заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь.
6. Познакомить с новыми словами - незнакомые
слова не должны мешать восприятию речи.
7. Проверить понимание цели аудирования –
убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые
представления о содержании.
В процессе непосредственно аудирования
DURING–listening, учащиеся должны:
- определить, о чем идет речь, где происходят
события и т.д.;
- обратить внимание на то, что осталось
непонятым и сформулировать об этом вопрос;
- подтвердить или опровергнуть свои догадки,
сделанные в процессе PRE-listening;
- сделать выводы, оценить.
Важное значение имеют темп и паузы во время
прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо:
- резюмировать - что происходило до сих пор;
- попытаться догадаться, что может произойти
дальше, допуская все предсказания равновероятными;
- попросить учащихся объяснить, почему они
так думают, избегая оценок типа "правильно" или
"неправильно", и используя такие как "возможно",
"вероятно".
Чтобы сфокусировать внимание учащихся во
время прослушивания, целесообразно также использовать раздаточный материал -
так называемый “Listening guide”( см. выше)
Этап POST-listening не менее важен. Он
показывает:
- насколько глубоко учащиеся поняли
аудиоматериал;
- насколько он им интересен;
- оказались ли верными их предположения.
Для этого можно:
- просмотреть и подкорректировать
предварительные записи в “Listening guide”;
- проанализировать, критически оценить и
сделать выводы по прослушанному материалу;
- суммировать информацию, выполнить это в
виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д.
Помогают этому следующие упражнения:
- выполнить задание “Fill in blanks with
suitable word” в тексте аудиоматериала;
-
Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary;
- ответить на вопросы;
- проиллюстрировать эпизод;
- составить план, пересказать;
- сравнить с ситуацией из жизни и т.д.
Речь учителя также играет важную роль и
занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования.
Главные из них:
- говорить короткими предложениями;
- говорить грамматически простыми
предложениями;
- интонировать речь;
- выделять ключевые слова;
- ограничивать высказывания в рамках только
одной темы, далее расширяя круг тем;
- употреблять повторяющиеся слова, фразы,
предложения;
- перефразировать высказывания;
- обязательно давать паузы между
высказываниями;
- размер высказывания увеличивать постепенно
- сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный
текст или диалог;
- органично использовать мимику и жесты,
пантомимические приемы;
- задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас
понимают;
- давать ясные корректные задания;
- использовать визуальные опоры в виде
картинок или позднее - опоры на текст;
- на начальном этапе задания также
иллюстрировать;
- систематически проверять понимание
учащимися речи учителя;
- соблюдать английские речевые нормы.
Речь учителя - не только задания на языке, но
и сам процесс обучения. Целесообразно на этапе вводного устного курса выполнять
упражнения Listen-and-Do: учить с детьми много песенок и стихов, использовать
игры, сопровождать их картинками, активно использовать жесты, мимику движения.
Музыкальные задания невероятно облегчают восприятие и помогают формировать и
совершенствовать навыки аудирования.
Большое значение имеет и атмосфера на уроке.
Вот некоторые рекомендации для учителей об организации урока. Поскольку
слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному
языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно:
- вести урок вселяющим спокойствие, но
несколько интригующим голосом;
- подбадривать детей, поощрять за успехи,
вселять уверенность;
- объяснять, что не всегда можно понять все
слова - иногда это и не нужно;
- дети должны ясно понимать, зачем слушают,
что должны услышать;
- развивать языковую догадку детей с помощью
системы упражнений;
- просить детей внимательно смотреть на
учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
- просить детей соблюдать тишину во время
аудирования;
- заранее приготовить наглядный материал и
визуальные опоры.
Автор:
Марванова Елена Раисовна
учитель английского языка
ГБОУ г.Москвы ЦО 1455
ГБОУ г.Москвы ЦО 1455
Комментарии
Отправить комментарий