В январе 1919 английские власти арестовали некоего Роберта Бирна, телефониста и члена профсоюза, и приговорили к году тюрьмы за хранение оружия.
В тюрьме он через некоторое время объявил голодовку, вокруг дела поднялся шум, Бирна переместили в больницу.
И местная ячейка ИРА решила устроить широкоплескательную акцию и Бирна отбить. В больницу должно было просочиться человек 20, и еще 15 - прикрывать побег. Единственный в группе водитель отсутствовал по партийным делам, но гражданам все же удалось добыть транспортное средство - они зафрахтовали катафалк. В гробу лежал гражданский костюм для Бирна.
Огнестрельное оружие, следует заметить, было только у двоих участников дела.
В общем, кончилось оно именно так, как и должно было. Вышла каша, погиб один из охранявших Бирна полицейских - и был смертельно ранен сам Бирн, причем кто его подстрелил - полиция или спасители, так и осталось неизвестным.
А дальше расследование, похороны, массовые демонстрации, где националисты и профсоюзы, естественно, выступили единым фронтом... И тут начальство совершило качественную ошибку. Объявило город специальной военной зоной. То есть, вход и въезд только по пропускам. А Лимерик-то - промышленный город. А рабочие поселки - за городской чертой...
В общем, в среду 9 апреля было издано постановление, к пятнице его начали внедрять, а в понедельник, 14, совет профсоюзов города объявил всеобщую забастовку. То есть, всеобщую. По всему региону закрылось все, кроме сфер, необходимых для поддержания жизни. Но профсоюзам того было мало и они провозгласили Лимерик Советской Республикой. И обратились к СССР за признанием. Уж не знаю, как икали по этому поводу в совнаркоме.
Англичане остолбенели. Что делать в этой ситуации, им было непонятно. Обычно, в случае политической забастовки, можно было сыграть на конфликте между рабочими и работодателями. Но тут-то военные ограничения били по обеим сторонам и работодатели - о чудо - решительно поддержали акцию протеста.
Можно было, конечно, вмешаться силой. Но не решились. Потому как одно дело давить ирландцев которые просто за отделение и совсем другое - когда Единственно Верное Учение примешивается, французы на своих броненосцах постоявших в Одессе это ощутили..
Решили подождать, пока новоявленная республика с голоду помрет. Но они считали без хозяина.
В городе Советы организовали бесперебойное снабжение питанием и продуктами первой необходимости. Со всем прочим возникали проблемы иногда курьезного свойства - местные жители подавали жалобу с требованием открыть обратно библиотеку, американский репортер обращался к правительству новоявленной республики за разрешением купить рубашку... но вот с едой, водой, электричеством и прочим все было в порядке.
Но насколько хватит запасов? А навсегда. Потому что округа не спит. В сельской местности с профсоюзами хуже, но там есть приходы, а в приходах - священники и они почему-то через одного левые. А кое-где и не через одного.
И зерно идет в город. А город расплачивается собственными деньгами.
И всем понятно, что расходы эти как-то возместят, потому что не первая это забастовка и не последняя. И что прикажете делать? Перекрывать дороги?
Ситуация зависла. Американский солдат, съездивший на родину предков в отпуск невовремя, рассказывал, что понять, чья власть в Лимерике, невозможно - чтобы въехать, нужно разрешение от англичан, чтобы выехать - от Советской Республики. Пат.
В общем, стало ясно, что нужно как-то договариваться.
И республиканским властям негласно сообщили, что распоряжение будут потихоньку отменять, если они начнут потихоньку сворачивать забастовку.
Стачком думал, думал, но поскольку предвидевшейся всеобщей забастовки по стране не произошло, а цели, вроде бы, достигнуты, дал отмашку.
27 апреля, ровно через две недели, Советская Республика Лимерик прекратила свое существование и впредь город никаких поползновений к созданию самостоятельной государственности не предпринимал.
Источник http://lj.rossia.org/
Комментарии
Отправить комментарий